Продолжение рассказа Сергей Лапко о лососевой рыбалке на реке Харловка 14-21 июля 2018. Сегодня глава о мухах, и прямая речь автора:
Golden Killer или слабохарактерность
Ввиду того, что сложно отказать тебе и Сереже Клюеву в просьбе по мухам, хотя это как раз та часть рыбалки на Харловке, про которую хочется меньше всего вспоминать — решил написать подробно все ниже. Хотя, быстрее всего, это больше желание оправдаться в собственных глазах, нежели объективная реальность. Но чтобы хоть как-то скрасить ситуацию, попробую объяснить, как так получилось.
День первый — подъем в 3 утра, аэропорт, утренний самолет в Мурманск, пару часов в известном кафе на втором этаже до сбора остальных рыболовов, вертолет до Харловки и в 14.30 мы в лагере. Обед, инструктаж, жребий по битам — далее в 16.30 нас забрасывают на водопад Восточной Лицы. Водопад непроходной для рыбы, место в каньоне очень красивое. Водопад — глубокая яма-слив, рыба показывается, хотя Женя (Чукреев, гид, прим. мое) говорит, что в основном постоявшая, поэтому придется стараться. Начинаю с Альбиноса, течение очень слабое — вода сильно упала, приходится подстрипывать. Почти у самого слива происходит поклевка, но рыба сошла практически сразу. Далее переборка мух, смена берега, но, увы, без результата. Но, справедливости ради нужно сказать, что все в парадигме первого дня — рыба есть, времени много, поэтому, конечно, с халтуркой во всем.
Рыбалка короткая- менее 2 часов, и вскоре нас забирают в лагерь. Вечером «добивка» на домашнем пуле — перебор мух- стандартный летний набор — Sunray, Willie Gunn, Undertaker, Green Butt, Ally’s, что-то из спей мух на относительно небольшом размере. Были потяжки, даже подержал тинду на Willie, но прибывая в том же откровенно расслабленном настроении, а так же принимая во внимание тот факт, что из-за низкого уровня воды отличный домашний пул (по меньшей мере по заверениям знающих) превратился в пул с рабочей зоной в метров 10, не стоило ожидать, что 3 часа постоянных забросов приведут к фантастическому результату, особенно принимая во внимание сезонность. Скорее это была подготовка к следующему дню с элементами изучения подготовленного арсенала.
Первый полноценный рыболовный день — идем вниз по реке от лагеря к устью. Единственный за неделю день, когда несколько часов над головой не было голубого неба без единого облачка. Северный ветер натянул туман с моря, которому удалось продержаться почти до обеда. Первый пул — Grills Stones — сужение реки, основная струя прижимается к каменистому левому берегу, и даже при низкой воде скорость течения позволяет провести муху на снос с хорошей скоростью, а небольшая глубина компенсируется многочисленными ямками между валунами, давая рыбе возможность остановиться. Заброс поперек, муха Ally’s в зеленом оперении на золотом двойнике — и практически в самом начале пула поклевка тинды, совсем пока не обидный сход почти у ног.
Буквально через несколько метров ниже поклевка уже «взрослой» семги, непродолжительная борьба и рыба с мухой уходит — отчасти плата за 12lbs флюрокарбон, ну и помощь камней.
Хвост пула был пройден быстро и нерезультативно — товарищ с Женей отправились на другой берег реки проверять удачу на Mark’s pocket, мне же было поручено прокидать Barrel пул с правого берега. Замененный Ally’s на копию приносит первую припаркованную тинду в самом начале Barrel. Еще одна потяжка, но холостая. Чуть ниже зацеп с последующим спасением шнура и распугиванием рыбы. После чего, и принимая во внимание время, идем вниз на Rock пул, где встречаем группу, идущую навстречу. Пока Женя греет обед — суп обязательная часть обеда на Харловке — пытаюсь добиться отклика от рыбы, которая периодически показывается, но не проявляющая никакого интереса ни к Ally’s ни к Cascade, связанного в теоретическом харловском окрасе. Женя зовет на обед, усиливая предложение обещанием показать после, как изменить отношение рыбы к процессу. Обед, кофе, мишка косолапый, сигаретка, и Женя снимает Cascade и достает то, что будет использоваться далее практически бессменно. Из кармашка появляется матрасик, он же пенка. К сожалению, матрасик не пережил 6 дней, поэтому могу предъявить изрядно пожеваный и потрепанный остаток без переднего бампера.
Все было бы незамысловато и по финской классике, но одиночество матрасика разбавляет антимуха, привязанная ниже на поводке длинной около 60см. Заброс поперек, монотонный выбор шнура для разгона мухи и на третьей проводке четкий выход рыбы и еще тинда припаркована.
С этого момента я не продолжаю рассказ о рыбалке, а лишь попробую рассказать, почему я не люблю антимуху; при этом нужно признать, что практически все оставшееся время в воде была именно она. Разумеется, при определенной силе воли или неожиданном повороте в состоянии погоды я мог разнообразить опыт использования изготовленных мух, но не хватило духа.
Антимуха
В моем представлении антимуха является ярким образцом того, что вязальщик может стараться и придумывать что-то для того, чтобы приманка была эффективнее, интереснее, или просто более эстетически изящна, но это никак не сопряжено с восприятием лосося. Безусловно игра антимухи в струе в солнечную погоду, несмотря на крайне скромное оперение, увлекательно- крючок переливается, бактейл играет, и в воде все это не выглядит так убого, как в тисках. Но морально тяжело признать, что твои фантазии и усилия ничего не значат.
Для меня классическая антимуха имеет простую легенду — золотой крючок, без бата, без тела, скромное крыло из желтого и черного бактейла (в перемешку или уложенное по очереди- вначале желтый, сверху черный), немного люрекса или флеша между слоями крыла, воротник из черного петуха и черная голова. Опционально глазки они же щечки из джунглевого петуха под или поверх воротника, установленные вдоль крыла.
На Харловке антимуха ввиду популярности получила много клонов разного характера, а именно очень популярен вариант New Golden Killer, в котором головка мухи выполняется красной монтажной нитью; Killer Green Boby (он же KGB) – можно сказать полноценная муха, имеющая тело из люрекса цвета Insect Green, обмотка по телу овальным серебряным люрексом, красная или черная голова (по легенде красная — дневная, черная- вечерняя), а так же Golden Killer с черным шелковым телом и обмоткой по телу из золотого люрекса; как правило с красной головой. Удачным показалось использование покровных мелких перьев цесарки естественного окраса вместо петуха, которое показал Женя.
По тому опыту, который имел на реке, особой роли ни цвет головы, ни опциональные щеки, ни даже цвет тела не имел. Семга хватала все имеющиеся варианты вне зависимости от цвета как тела, так и головы. С моей точки зрения обусловлено тем, что изначально рыбу привлекает движение пенки, и было несколько рыб, которые схватили именно ее, но большинство было поймано именно на антимуху, и создается впечатление, что рыба, выходящая на пенку хватает то, что ближе — а именно Golden Killer. Конструкция мухи очень удачна для использования в паре — она легкая (не топит матрасик), не портит ввиду малого объема движение пенки, и, вероятно, можно использовать что-то подобное вместо антимухи, но по сути это будет такая же история.
Если посмотреть журнал лагеря, более половины, даже более корректно сказать значительная часть рыбы была поймана на антимуху в летний сезон. Это действительно так, но есть небольшой нюанс — практически всегда на реке антимуха используется в тандеме. Безусловно, среди результативных мух сезона присутствуют прежде всего и Sunray Shadow а так же Undertaker, мухи Фродина, Fransis, Ally’s Shrimp. Но глядя в журнал дневного улова все записи выглядят как случайности на фоне количества записей в графе муха «Golden Killer w. Red head».
О ЛОВЛЕ ЛОСОСЯ: